Наши работы

6_13 sl5 8_1 Ландскнехт, Landsknecht,  немецкий наемный пехотинец
Топ
    Облако меток
    Форум
    Апрель 2012
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя   Май »
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30  

    20.04.2012

    Шлем

    Слово шлем (heaume, hiaumet, yaume) — от немецкого helm — означает военный головной убор, несколько похожий на «морион» воинов каролингской эпохи. На смену этому шлему пришла коническая каска с неподвижным наносником, часто снабженная затылочным щитком. Эту форму называют норманнской, поскольку она, возможно, пришла из Нормандии или Скандинавии. За ней последовала модель, напоминающая выпуклый колокол, пришедшая из Северной Германии, Kalottenhelm.

    ЖЕЛЕЗНАЯ ШАПКА, ШАПЕЛЬ (I)

    00000291. Немецкая военная шапка XII в. 2. Чешская железная шапка, XIII в. 3- Шапка-шлем начала XIII в. 4- Железная шапка с бармицей и бувигером конца XIV в. 7. Английский воин, около 1330 г. Вооружен секирой. 8. Немецкий пеший воин, около 1380 г. В железной шапке с наносником и в стеганой куртке.

    Шлем в точном смысле слова, какой мы вкладываем в него сегодня, то есть предмет в виде короба, закрывающего голову целиком — и называвшийся более точно по-немецки Topjhel (от Тор, горшок), затем Kugelhelm (от Kugel, шар), в форме вытянутого колокола, появляется в начале XIV в.

    Шлем, или по крайней мере его первоначальный эскиз, впервые появляется в Hortus deliciarum — «Саде наслаждений» — аббатисы Герды де Ландсберг’, где встречается изображение забрала с отверстиями, приклепанного к конической немецкой каске в форме выпуклого колокола. Это забрало приобрело большие размеры к концу XII в., чтобы несколькими десятилетиями позже появиться на классическом шлеме.

    Простой куполообразный шлем оказался легко уязвим для тяжелых ударов боевой булавы. Он приобрел коническую форму все более и более заостренную, чтобы противостоять ударам, наносимым сверху вниз. Интересно отметить, что шлем, кажется, мало носили в Испании, где его сменила небольшая каска в форме чаши.

    Эти два типа каски раскрашивались в цвет гербов их владельцев.

    ЖЕЛЕЗНАЯ ШАПКА, ШАПЕЛЬ (II)

    00000311. Шапка с бувигером, 1420 г. 2. Монтабан-ская шапка. Такая шапка с двумя смотровыми прорезями появилась в начале XV в. в этом южном французском городе. 3. Железная шапка с приклепанными полями, 1450 г. 4. Железная шапка, 1460 г. А. Только правильной формой полей эта каска отличается от салада. 5. Пеший воин в железной шапке необычной формы, одетый в бригантину с рукавами, усиленную металлическими полосками. 6. Солдат парижского городского ополчения около 1360 г. в правление Иоанна Доброго. Войска крупнейших городов произвольно выбирали цвета щитов и значков на касках. 7. Пеший воин в железной шапке наиболее поздней формы и бригантине с вертикальными пластинами, 1440 г. Железная шапка была широко распространена по всей Европе в Средние века. Она давала превосходную защиту от ударов, наносимых всадниками сверху вниз.

    Конический шлем одевался первоначально поверх своеобразного подбитого ватой капюшона, затем поверх кожаного или металлического подшлемника, часто поверх небольшой каски. Каска в свою очередь одевалась поверх хауберта — капюшона, покрывающего голову и плечи вплоть до груди. Хау-берт на протяжении XIV в. был вытеснен «ожерельем», крепившимся к кольцам бацинета шелковыми шнурками и лишенным капюшона.

    Связанные записи

    В V в. падение Западной Римской империи привело к исчезновению военных традиций и вооружения античного периода, блестящая цивилизация была поглощена волной варварских орд. Эти варвары, будь то аланы, салические или рипуарские франки, одинаково презирали все виды защитных доспехов. Франки при Хлодвиге, образовав однородное войско, и храбрые потомки рипуариев, составивших войско Карла Мар-телла, показали своими решительными победами в 506 г. над вестготами и в 732 г. над сарацинами прочную организацию и военное искусство, хотя и примитивное, однако эффективное.

    От этих «темных веков» (dark ages, как они называются и на английском) до нас дошли лишь редкие фрагменты вооружения.

    С другой стороны, Восточная Римская империя, надежно укрытая огромными стенами Константинополя на Босфоре в Мраморном море, избежала трагической участи Западной империи. Книжные миниатюры и иконы показывают нам пластинчатые доспехи, шлемы в форме фригийского колпака и круглые или овальные щиты, имеющие странный искусственный и недостоверный вид. Этот театральный костюм мы находим до XI в. в греческих рукописях, однако щит там миндалевидной формы, тогда как в Италии военный костюм, кажется, утратил всякие черты воинственности, за исключением разве что конических шлемов, иногда окруженных тюрбаном, кажется, сделанным из меха. На миниатюрах из «Апокалипсиса Сен-Севера» изображено множество этих «ряженых солдат» XI века, лишенных по воле художника основных атрибутов воина.

    0000023ВIX в. во Франции, благодаря ревности анонимного художника реймсской школы и до XII в. благодаря жиронской школе, которые обе были привержены византийскому стилю,’ упрямо продолжали изображать посреди самой чудовищной резни эти образы воинов, совершено лишенных воинственности.
    К счастью, мы можем видеть на других рисунках кавалеристов и пеших воинов, которых нам представляют в нелепом театральном наряде IX в., изображенными гораздо более убедительно, в шлемах и пластинчатых кирасах или в греко-римских «тораксах», как, например, гвардия Карла Лысого.
    Воинская служба была установлена в 802 г. На основе земельных пожалований, ее должны были нести лица, владевшие более чем тремя мансами, манс составлял от десяти до пятнадцати гектар в различных регионах. Обложение это показалось слишком тяжелым, и норма была снижена до четырех мансов, однако только собственники или бенефицианты, владевшие землями более двенадцати мансов, были обязаны, в со-отвествии с капитулярием 813 г., являться на службу в кирасе, которую называли также броней, брунией или бронью.
    В Псалтире из Сен-Галя середины IX в., откуда мы почерпнули приведенное нами изображение всадника с драконом, только двое из девяти конных воинов облачены в броню.
    Броня, благодаря ее «устрашающей» стоимости, стала объектом суровых законов Карла Великого, который запретил продавать доспехи за границу.
    В течение IX в. броня получила короткие рукава и стала длиннее, закрывая бедра. Часто она дополнялась разного рода головными уборами.
    Сколь бы ни было более совершенным вооружение воинов, изображенных в «Диалогах св. Григория» в следующем столетии, благодаря своей броне они кажутся родными братьями гвардейцев Карла Лысого, облаченных в «тораксы». По всей видимости, это первый случай, когда телохранители одевались с особой изысканностью.
    Чешуйчатая броня
    0000021Наряду с пластинчатой броней существовали защитные доспехи, изготовленные из круглых переплетенных железных колец. Это более гибкая и легкая одежда, носить которую гораздо удобнее, но и защитные возможности ее гораздо ниже. Это то, что мы называем ныне кольчугой, однако термин этот практически не встречается в средневековых текстах.
    Эта чешуйчатая броня, кажется, принадлежала исключительно благородным воинам, по крайней мере такой вывод можно сделать на основании довольно точных рисунков Библии из Роды (X-XI вв.): только военачальники носили пластинчатую броню, тогда как большинство рядовых конных воинов не имели даже плохонькой кирасы.
    Знаменитое вышитое полотно длиной 74 м, приписываемое королеве Матильде, представляет особый интерес для ученого, изучающего военное снаряжение XI в.
    На этой огромной «шитой ленте», вышитой шерстяными нитками восьми цветов по льняному полотну, перед нами предстают перипетии завоевания Англии Вильгельмом, герцогом Нормандским, изображенные с большой тщательностью и с точностью в деталях. Эту вещь часто характеризуют как произведение грубое и варварское, трудно удержаться от мысли о детском рисунке, глядя на длинную череду одинаковых силуэтов в стереотипных позах. Интересно отметить, что вышивальщицы, работавшие, несомненно, с картонов, несколько исказили первоначальный рисунок и даже изменили хронологический порядок некоторых сцен.
    Схематичное и нечеткое изображение колец доспехов, в которые облачены бойцы обоих лагерей, породили бесчисленные исследования и противоречия. Почтенный сэр Самюэль Мейрик насчитал восемь типов кольчуг. Последователи Мейрика — Деммин, Виолле-ле-Дюк, Хьюит — вполне резонно свели их к трем типам:
    1. доспех из пластин, расположенных рядом;
    2. укрепленный доспех из овальных пластин, верхняя половина каждой из которых закрывается следующей пластиной;
    3. раскованные кольца в форме ромба, налегающие друг на друга подобно черепице на крыше.
    В 1931 г. англичанин Ф.М. Келли решительно отверг эту номенклатуру, на его взгляд совершенно надуманную. Он все свел к одному-единственному предмету: металлическое кольцо любой формы, укрепленное рядом с другими, просто кольчуга. Поддержанное многими, мнение Келли все еще имеет сторонников, хотя наиболее авторитетные специалисты в настоящее время не разделяют этого упрощенного подхода.

    Связанные записи