Подпись к рисунку:
НЕМЕЦКИЕ ДОСПЕХИ XIII—XIV веках
1.Знаменосец Рудольфа Габсбурга в 1285 г.
2.Рыцарь, 1360 г.
3. Знаменосец имперского графа Рейнского в 1350 г.
4. Предплечья и голени закрыты кожаными доспехами со стальными пластинами. 1360 г. 5. Внешний «стальной нагрудник». 1360 г.
6. Следует обратить внимание на появление стальных пластин на бедрах. 1370.
7. Пластинчатый доспех, называвшийся Spangenbarnisch, состоящий из стального нагрудника и четырех скрепляющих пластины цепей. Обычно ее носили под плащом. 1350 г.
Все эти доспехи являются переходными от брони к полному доспеху. В Германии особенно часто использовали усилительные цепочки и гораздо дольше, чем в других странах, использовали кольчуги, производившиеся в промышленных объемах ремесленником из Нюренберга по имени Рудольф, который изготовлял на продажу дешевые кольца любого размера.
Подпись к рисунку:
НЕМЕЦКИЕ ДОСПЕХИ XTV-XV веках
1.Знаменосец Священной Римской империи германской нации. Рыцарь облачен в доспех с четырехгранным панцирем.
2.Штандарт кавалерии герцога Баварского, около 1450 г. На рыцаре салад с бувигером, который (весьма редкий случай) несет плюмаж и намет, подобно большим шлемам.
3. Знамя саксонской кавалерии около 1430 г.
4. Знамя Чехии.
5. Большое знамя кавалерии гуситов,
6. Знамя пешего войска гуситов.
7. Знамя гуситов. Гусь, наравне с чашей, был эмблемой сторонников Яна Руса, сражавшихся под предводительством Яна Жижки.
8. Доспех для пешего боя с юбкой-бочкой и квадратной кирасой. Упор на кирасе, служащей для поддержки копья, в данном случае совершенно бесполезный, заставляет предположить, что этот доспех мог использоваться и в конном бою, тогда юбка заменялась классическим набедренником.
9. Пеший воин первой половины XV в. в доспехе из стальных пластин, расположенных одна рядом с другой.
Подпись к рисунку:
АНГЛИЙСКИЕ ДОСПЕХИ (I) XIII, XIV и XV веке
1. Железная шляпа с бувигером, кожаный доспех, металлические налокотники и наколенники. 1220 г. Следует отметить на этом рисунке, а также на рис. 3, 5 и 6, элементы кольчуги «квазилоскутной».
2. 1277 г. Ремешок на груди воина служил для крепления забрала или подбородочный ремень хауберта, поверх которого одевался цилиндрический шлем.
3 и 4. 1325 г. 5.1327 г.
6.1330 г. Цепь на правом плече служила для крепления шлема, откинутого за спину.
7. 1360 г.
8. 1364 г.
9. 1384 г.
10. 1397 г.
11.1401 г.
12 и 13. 1410 г.
На этой странице хорошо видна эволюция доспеха, ограничивавшегося поначалу налокотниками и наколенниками — они постепенно закрыли все части тела. Воины на рис. 1-6 одеты в хауберт; на рис. 7-13 бацинет, к которому на кольцах крепилось кольчужное ожерелье. В бою воины на рис. 7-11 одевали большой шлем вместо бацинета на рис. 3-6. Тогда как другие воины носят портупею, воины, представленные на рис. 7,9, 10 и 11, носят дворянский боевой пояс, который имели право носить только рыцари. Эти драгоценные пояса впервые появились именно в Англии и находились дольше всего в употреблении до 1420-х годов. В других странах они исчезли к 1400 г.
Подпись к рисунку:
АНГЛИЙСКИЕ ДОСПЕХИ (II) XIV и XV веках
1. 1413г. Рыцарь с орденом Подвязки i ia левой голени (смотри также рис. 5, 6 и 12). Следует обратить внимание на пластины или подмышечные щитки воина на рис 2, 5 и 12, называвшиеся по-английски малыми пластинами или палеттами, они выполняли ту же роль, что и рондели пластрона на рис. 3, 4, 6 и 8.
2. 1420 г.
3.1414 г.
4.1425 г.
5. 1416 г. Знамя, принадлежащее королю Ричарду II, включает использовавшийся иногда лапчатый крест ею предка Эдуарда Исповедника.
6. Ожерелья, имеющиеся на большинстве персонажей, указывают на их принадлежность к известному князю или партии, особенно во время войны Алой и Белой розы в XV в.
7. 1465 г.
8. 1410 г.
9. 1458 г.
10. 1473 г.
11. 1430 г.
12. 1425 г.
13. 1488 г.
14. 1460 г.
15. Большой бацинет, конец XIV — начало XV в. По всей видимости, им были экипированы персонажи, изображенные на рис. 1-8 и 11-12.
Обратите внимание на удивительные размеры налокотников на рыцарях 9 и 14, называвшихся гардебра. Подобных размеров oни, кажется, достигали только в Англии. — Большинство персонажей, изображенных на этом планшете, как и на предшествующем, воспроизводятся по рисункам на надгробиях, сделанных, как правило, на медных пластинах с большой тщательностью. Многих приводит в тупик полное отсутствие забрал, предполагается, что в бою поверх бацинета одевали цилиндрический шлем. Хотя старинная традиция уверяет, что шлем такого типа, который можно еще видеть на надгробии Генриха V в Вестминстерском аббатстве, носили еще в битве при Азенкуре в 1415 г., нам кажется гораздо более правдоподобным изображение большого бацинета на рис. 15. Скульпторы того времени, желая передать черты лица покойного, просто удаляли забрало шлема, которое к тому же было трудно изобразить в перспективе так, чтобы это было понятно непосвященным. Большой шлем, напомним, исчез в конце XIV в., оставшись только атрибутом турниров. Он стал анахронизмом вместе с полным «белым доспехом».