Подпись к рисунку:
ФРАНЦУЗСКИЕ ДОСПЕХИ ХIV и XV веках
1.Рыцарь в доспехах конца XIV в. в баци-нете с раздвижным забралом из двух частей, фиксировавшихся кнопочной задвижкой. Плетеная куртка и доспехи для ног сделаны из кожи.
2. Рыцарь из ордонансных рот Карла VII, около 1450 г. с личным штандартом короля. Доспехи рыцаря и лошади одного и того же готического типа, что и на предыдущем планшете, но гораздо более тяжелые: 88 кг. Это пример безуспешной борьбы доспехов против первых образцов огнестрельного оружия. Парадоксальным образом эта элитная кавалерия, первое французское регулярное войско, могла выполнять только мелкомасштабные задачи и была маломаневренной. Более того, запредельная цена этого немецкого доспеха не позволяла рисковать им в особенно опасных обстоятельствах.
3. Рыцари во время похода в снаряжении середины XV в. Первый в усиленной бригантине и панцире. На втором большой бацинет, предшественник армета, и парадный плащ, отделанный мехом, называвшийся летис.
4. Знамя Жанны д’Арк в 1430 г. Орлеанская девственница не имела никакого рыцаря-баннерета, она не имела никаких прав на знамя, это было одним из пунктов обвинения ее во время суда. На оборотной стороне изображение Богоматери, которой ангел подносит лилию.
5. Личный штандарт Людовика XI.
6. Знамя Франции при Карле VII.
7. Штандарт Карла VIII.
Подпись к рисунку:
ИТАЛЬЯНСКИЕ, ШВЕЙЦАРСКИЕ И НЕМЕЦКИЕ ДОСПЕХИ XV веке
1. Итальянский рыцарский доспех 1450 г. и конский доспех того же времени, древнейший из дошедших до нас. Шлем в форме бацинета, непосредственно предшествующей его превращению в армэ. Это большой итальянский бацинет.
2. Швейцарский пеший воин в доспехах конца XV в. со знаменем кантона Унтервальд. На голове у него глубокий салад с вырезом для глаз, такой же как на рис. 3, он облачен в доспехи, без сомнения, снятые с побежденного рыцаря-противника (наиболее распространенный случай). Начиная с битвы при Моргартене в 1315 г., надменное рыцарство терпело страшные поражения от швейцарской крестьянской пехоты, ставшей образцом для европейской пехоты.
3. Итальянский доспех 1480 г.
4. Немецкий доспех 1480 г. Легко сравнить два стиля, характеризующие великолепную продукцию этих двух великих оружейных центров, изготовлявших доспехи, называемые ныне «готическими».
5. Знамя Болоньи в 1380 г.
6. Знамя Венеции в XV в.
7. Знамя Флоренции в XV в.
8. Знамя Берна в XV в.
Подпись к рисунку:
ДОСПЕХИ КОНЦА XV века
1. Полный конный немецкий доспех, изготовленный в Ландшуте (Южная Германия) около 1480 г. С характерными для того времени каннелюрами.
2. Реконструированный доспех того же времени, что и предшествующий. Иногда приписывается Миссаглиа из Милана, хотя на различных частях его стоит клеймо Йорга Трейца из Инсбрука и двух его собратьев. Итальянский стиль отличается менее массивным саладом с более гладкими формами. Существует, однако, множество образцов смешения этих двух стилей, использовавшегося мастерами этих двух стран.
3. Немецкий доспех 1480 г., шедевр знаменитого Хельмсшильда из Аугсбурга, считавшегося соперником Милана в оружейном искусстве. Немецкий стиль характеризуется более заостренными формами и частым применением медной отделки.
4. Штандарт английского короля в XV в. Он имел такой же вид во времена Эдуарда III в 1339 г. и до времени правления Елизаветы. После смерти Елизаветы в 1603 г. были присоединены гербы Ирландии и Шотландии.
5. Штандарт герцога Ланкастерского, будущего короля Генриха VII, во время войны Алой и Белой розы.
6. Клейма оружейников XV в.: а) Йорг Трейц из Инсбрука; b) Томмазо Миссаглиа из знаменитой династии миланских оружейников; с) Доменико Негроли из Милана; d) гарантийное клеймо Нюренберга; е) немецкое клеймо.
Лилия вовсе не говорит о французском происхождении, но, напротив, обозначает итальянскую продукцию. Эти доспехи, чрезвычайно дорогие, высоко ценились во Франции и были, несмотря на свой внешний вид, относительно легкими: конь нес нагрузку, включая вес всадника, около 130 кг. Для сравнения: кирасирская лошадь в 1914 г. несла груз в 128 кг.