Армэ
Название поисходит от искаженного старинного слова hiaumet и английского helmet. Малый шлем армэ следовал за бацинетом в поисках совершенства и стал последним неуязвимым шлемом Средневековья.
Армэ узнают с первого взгляда: его округлая форма, близкая к форме головы, подчеркивает подбородок и шею. Гибрид, родившийся из салада и того, что мы окрестили «саладом-армэ», не имеет такой полной защиты шеи и требует прикрепления дополнительных деталей.
АРМЭ (I)
1. Бикок или бикокет часто смешивают с большим бацинетом, представленным на следующих рисунках. Он получил весьма малое распространение и только во Франции, около 1450 г. Он раскрывался надвое, как пасхальное яйцо, чтобы можно было вставить в него голову. Забрало откидывалось вперед.
2. Большой усовершенствованный бацинет, 1400 г. Переходная форма от бацинета к армэ.
3- Большой усовершенствованный бацинет, 1410 г.
4. Немецкий бикокет, 1440 г. Несмотря на название, это уже армэ, видны характерные для армэ детали и форма.
5. Итальянский армэ с кольцами, 1430-1440 гг. Забрало восстановлено. Этот шлем уже обладает всеми характеристиками настоящего армэ.
6. Миланский армэ, 1450 г, со скрытыми шарнирами забрала и усиленной лицевой частью.
7. Итальянский армэ, 1451 г.
8. Армэ уникальной конструкции, 1430 г. Зубцы существенно снижают опасность случайного раскрытия шлема, оставляя свободным для обзора значительное пространство после того, как опускается забрало. Положение утраченного забрала показано красной линией.
9. Тот же армэ в открытом положении, вид спереди и сзади. Можно видегь клеймо оружейника, прописная буква «Т», часто неправильно приписываемое Томмазо деи Негрони. Считается, что кольца служили для крепления бармицы, закрывавшей стык шлема и кирасы. Шлем, повторяющий форму шеи, представленный на рис. 4, 5, 6 и 8, открывался таким же способом, какой представлен на рис. 9.
АРМЭ (II)
1. Полный немецкий доспех середины XV в., включающий армэ с шарнирным подбородником. Этот доспех один из лучших по конструкции и исполнению. Он весит всего 25 кг. Его фиксированные пластины набедренника расширяющейся формы обеспечивали превосходную посадку всадника на лошади. Сделанный точно «по мерке», доспех плотно облегал тело человека, характерные физические черты которого он повторял, особенно ног, которые определяют телосложение каждого человека. Здесь хорошо видны изгибы большой латеральной мышцы — а, прямого внутреннего мускула - b; портняжной мышцы — с; внешней и внутренней икроножных мышц — d и е; малоберцовых мышц — f и g. Об этой живой грации средневекового доспеха говорил Стефен В. Грэнксэй из музея Метрополитен в Нью-Йорке («Доспехи»), именно благодаря ей так трудно подделывать эти «полые статуи».
2. Армэ с рис.1 в профиль. Верхняя часть забрала называлась «обзором», нижняя часть — «поддувалом». Из соединения этих двух частей возник мезай, употреблявшийся с конца XV до конца XVI в., не вытеснивший, однако, совсем старого забрала (см. рис. 5 и 6) вплоть до 1520 г.
3. Армэ, представленный на рис. 1, вид сзади. Откидные части крепятся двумя крючками. Каска одевается при открытом бувигере. После этого снимается штифт (а), система имеет преимущество, состоящее в том, что подбородок закрывается одним элементом, в отличие от старых конструкций из двух частей, представленных на рис. 5 и б, а также на рис. 4, 5, 6 и 8 на предыдущей странице.
4. Армэ 1470 г. с поднятым мезаем из одного элемента и с открытым бувигером, вращающемся на одном шарнире, так же как на рис. 1, 2 и 3.
5. Флорентийский армэ с усиленной лицевой частью, около 1490 г., в это время шлемы украшаются гравировкой и дамаскировкой.
6 и 7. Армэ конца XV в. Литерой а обозначен рондель, призванный маскировать и защищать стык подвижных частей забрала. На болт надевался внутренний ремень, которым армэ скреплялся с задней частью кирасы. Эти шлемы весят от 3 до 4 кг, однако вес турнирных модификаций, которые можно отличить с первого взгляда, достигает 5 кг.