Быт рыцарей
Война войной, но ведь рыцарям требовалась еда, одежда, они где-то спали, как-то проводили досуг. Когда рыцарь снимал ратные доспехи, он превращался из воина в обычного человека. Даже в быту рыцарь никогда не забывал о том, что он человек благородного сословия и имеет законное право карать и миловать. Все остальные люди нерыцарского сословия перед ним ничто. Его неотъемлемое право — приказывать. Остальным положено повиноваться его приказам. Ровней себе он мог считать только других рыцарей. При этом доблестью и умением рыцарь вполне мог гордиться даже перед королем. Да, король был богаче, могущественнее, однако он был обязан владеть оружием на уровне лучших рыцарей. Вот почему такой популярностью в Средние века пользовался король Ричард Львиное Сердце. Почти всю свою жизнь он провел на чужбине, обирал свою страну, ввязывался в опасные и нелепые авантюры, в одной из которых и погиб, но при этом был любим и почитаем народом как доблестный рыцарь. А все потому, что в бою один на один этот король-воин не имел себе равных и мог разрубить противника от головы до седла одним ударом меча!
Воспитание молодых знатных рыцарей
Воспитание феодалов способствовало формированию у знатных юношей чувства собственной значимости. Рыцарем изначально никто не рождался, к какой бы знатной фамилии человек ни принадлежал. Даже сын короля проходил обряд посвящения в рыцари. Дети мелких сеньоров должны были заслужить это право годами долгого и трудного ученичества. В соответствии с традицией ребенок находился в семье только до
семи лет, после чего его отдавали в пажи в замок какого-нибудь знатного сеньора. Там он был мальчиком на побегушках, получал пинки и подзатыльники, питался объедками с
хозяйского стола. В четырнадцать лет он становился оруженосцем и выполнял при своем господине роль слуги. Таковы были тогда требования христианской морали: то, что в Древнем Риме поручалось рабам, в Средние века стало незазорным делать и господину.
И если по святым четвергам даже сам хозяин замка, случалось, мыл ноги прохожим беднякам, что же тогда говорить о юношах, отданных в рыцарское учение? По современным понятиям, то, с чем сталкивались будущие рыцари, было настоящей дедовщиной. Они проходили через унижение, чтобы потом получить право унижать других!
Рыцарская гордость
Французское семейство Куси не принадлежало к высшей знати, однако имело замок, в котором донжон был 54 м в высоту и 31 м в диаметре. «Не король, не принц, не герцог и не граф — учти: я сир де Куси», — таков был их девиз. Гордость у сеньора была на первом месте, а все остальные душевные качества — потом.
Посвящение в рыцари
В 17 — 18 лет молодой человек проходил обряд посвящения в рыцари, получал рыцарский пояс, меч и шпоры. Только после этого он становился членом всемирного братства рыцарей. Естественно, что после стольких лет ученичества ему хотелось доказать, что он не хуже других. Отсюда стремление к подвигам, привычка воспринимать косой взгляд как оскорбление и хамское отношение ко всем, кто стоял на социальной лестнице ниже его. Внешне это подчеркивалось одеждой и поведением. Впрочем так называемая «гордая осанка» рыцаря была лишь следствием ношения тяжелой кольчуги.