Одежда средневековых рыцарей
Одежда рыцаря соответствовала его положению: чем богаче был рыцарь, тем внушительнее и представительнее он выглядел. Вот, например, как в романе «Айвенго» английский писатель Вальтер Скотт описывает костюм одного из персонажей, причем человека не слишком влиятельного и богатого, имевшего земли, скот и челядь: «На нем был кафтан зеленого цвета, отделанный у ворота и обшлагов серым мехом, который ценится ниже горностая и выделывается, как полагают, из шкурок серой белки. Кафтан не был застегнут, и под ним виднелась узкая, плотно прилегающая к телу куртка из красного сукна. Штаны из такого же материала доходили лишь до колен, оставляя голени обнаженными. Его обувь была той же формы, что и у крестьян, но из лучшей кожи и застегивалась спереди золотыми пряжками. На руках он носил золотые браслеты, на шее — широкое ожерелье из того же драгоценного металла, вокруг талии — пояс, богато выложенный драгоценными камнями; к поясу был прикреплен короткий прямой меч с сильно заостренным концом. За его креслом висели длинный плащ из красного сукна, отороченный мехом, и шапка с нарядной вышивкой, составлявшие обычный выходной костюм богатого землевладельца. К спинке его кресла была прислонена короткая рогатина с широкой блестящей стальной головкой, служившая ему во время прогулок вместо трости или в качестве оружия».
Внутренние помещения замков
Внутри каменных помещений замков было сыро и холодно, постоянно гуляли сквозняки. Огромные камины дымили. В комнатах царил полумрак, поскольку окна были очень маленькими, затянутыми бычьим пузырем, который почти не пропускал свет. Для освещения использовали факелы и сальные светильники (свечи были очень дорогими). От них в помещениях стоял удушливый запах горелого масла и летели хлопья копоти. Чтобы на камнях не стыли ноги, пол укладывали плетеными циновками или набрасывали сено, причем из-за сырости все это понемногу гнило.