Рыцарское седло (первый рисунок)
На гобелене из Байе мы видим нормандских рыцарей. Они сидят в седлах с высокими луками, имеющими спереди и сзади завиток-волюту. В XIII—XIV веках седло стало еще сложнее (1). Полки, образующие основу седла, теперь были гораздо шире, а луки — выше. При этом задняя лука имела U-образную форму и напоминала спинку стула Такое седло и называли «кресельным». Сидеть в нем было очень удобно. Упираясь ногами в бронзовые стремена (2) и откинувшись на спинку седла, всадник в доспехах теперь имел очень прочную, устойчивую посадку Он мог действовать копьем, зажав его древко под мышкой. На цель копье направляли правой рукой, согнутой в локте. Это также было значительно удобнее, нежели держать копье на весу у бедра, на плече или над головой. Изменились и сами копья. Задняя часть стала короткой и массивной — она служила противовесом. Передняя часть по-прежнему оставалась легкой и длинной. Практичнее стали и удила (3).
Боевой конь рыцаря
Дестрие — боевой конь рыцаря — отличался большой силой и злобным нравом. Заставить его повиноваться хозяину было не так-то легко. Подпруга имела два ремня, для того чтобы закрепить седло как можно прочнее. При этом сами ремни нередко перекрещивались, обхватывая живот лошади с двух сторон.
Пируэты, левады и курбеты
Если рыцаря окружала вражеская пехота, то конь вставал на дыбы, чтобы всаднику было легче разить мечом в обе стороны. Такая фигура называлась «левады». А были еще и «курбеты», когда конь, стоя на задних ногах, совершал прыжки в стороны, чтобы вырваться из кольца нападающих. Исполняя прыжок «каприола», конь сильно бил копытами в воздухе. Плохо приходилось тем, кто не успевал увернуться от этих ударов. Приземлившись после каприолы, конь тут же совершал полный разворот — пируэт — и, устремляясь в образовавшуюся брешь в окружении, помогал своему всаднику внезапно атаковать противника.