Рыцари-монахи и рыцари-монголы
Рыцари были не только на Западе, но и на Востоке. Монгольские владыки-ханы имели преданных воинов. Они одаряли их пленниками, скотом и землей. Разница заключалась лишь в способе ведения хозяйства: в Европе это было оседлое земледелие, а на Востоке — кочевое скотоводство. Воины Европы предпочитали меч и копье. На Востоке в большом почете были лук и стрелы. Этим основные различия и ограничивались. Монгольские воины отнюдь не были бандой легких конников, одетых в засаленные тулупы и халаты, в войлочные малахаи и шапки из меха. У монголов было два вида конницы: легкая и тяжелая. Воины именовались лучниками и мечниками. Лучники имели легкое защитное вооружение, по два лука и по два колчана с большим запасом остро отточенных стрел. Мечники — кожаные и железные шлемы, кольчуги и доспехи из металлических пластин. На лошадях тяжелой конницы было защитное вооружение из полос толстой лакированной кожи. В качестве оружия воины использовали прямые китайские мечи и слегка изогнутые сабли, которыми они владели в совершенстве. Кроме того, у каждого имелась боевая секира или железная палица. Однако монголы были сильны не только своим оружием. Посланец римского папы при монгольском дворе Плано Карпини в своих записках отмечал, что их победы во многом зависят от превосходной тактики и столь же суровых военных законов (то есть дисциплины), которые он рекомендовал перенять и своевольным западноевропейским рыцарям.
Создание первых духовно-рыцарских орденов
Нередко рыцари Запада бросались в бой и не слушали приказаний даже короля. Сражения из-за этого проигрывались. Обуздать рыцарей могла лишь церковь, перед которой все были равны и которая пыталась дисциплинировать рыцарскую вольницу путем создания духовно-рыцарских орденов. Их члены старались сочетать рыцарский образ жизни с монашеским.
Рыцарский орден госпитальеров
К наиболее известным относился орден госпитальеров-иоаннитов (названных так в честь «госпиталя» — приюта для богомольцев) Святого Иоанна Иерусалимского, основанный в 1099 году. Вступавшие в орден давали три обета: целомудрия, послушания и нищеты. Монашеский характер ордена подчеркивал и девиз «За веру». Белый восьмиконечный крест означал восемь орденских добродетелей: жизнь в истине, веру, раскаяние, смирение, справедливость, милосердие, искренность, терпение. Перед битвой рыцари-иоанниты облачались в красную рясу с белым крестом на груди или у сердца и черный орденский плащ с таким же крестом на плече.
Орден тевтонских рыцарей
Орден Святой Девы Марии Тевтонской был основан с целью оказания помощи немецким паломникам в Иерусалиме. Но уже в 1230 году орден перебрался в Прибалтику, где превратился в чисто военную организацию. Тевтонцы получили от Папы Римского тот же устав, что и тамплиеры. Главенствующую роль в ордене играли рыцари в белых плащах с черным крестом, который составляли четыре буквы «Т» — свидетельство их знатности и боевых заслуг. Братья в серых плащах с одной буквой «Т» на груди служили в качестве оруженосцев. Они должны были оказывать рыцарям всевозможные услуги.