В средневековой Европе замок выполнял оборонительную и управленческую функцию. Но действие гарнизона замка распространялось на непосредственно прилегающую к замку территорию. Поэтому замки возводились в основном с конкретной целью. Одни замки охраняли поместья феодалов, другие стояли на границах и выполняли функции пограничных застав. Возводились также замки для охраны важнейших торговых гаваней и на стратегически важных участках дорог и горных проходах, по которым пролегали маршруты торговых караванов, - в этом случае замок выполнял и таможенные функции.
Пример: замок Karneid, построенный в нижней части высокого склона, занимает важное стратегическое положение над перекрестком главной торговой дороги.
Помимо охранных функций при постройке замка учитывалось и его расположение. Как уже говорилось, все хозяева замков старались расположить свой замок как можно выше, чем у соседа, тем самым подчеркивая свое превосходство. Поэтому замок Karneid расположен таким образом, что если на него смотреть из долины, то благодаря оптическому эффекту он выглядит внушительнее и мощнее, чем есть на самом деле.
Но такое расположение снизило охранные способности замка по отношению к дороге, хотя рядом с замком есть площадки, где он мог бы лучше выполнять свою охранную функцию.
Некоторые замки, например, замок Baldenstein, строились возле деревень. В 1140 году деревня возле замка насчитывала 10 дворов и одну мельницу. Деревня снабжала замок всем необходимым: едой, деньгами
(поступающими от налогов), рабочей силой, ополченцами в случае войны. Такое расположение подвластных хозяйств для хозяина-феодала было очень удобным. Ведь из дальних деревень налоги и провизия могли не дойти по различным причинам - будь то нападение разбойников или если жители деревни просто решили кое-что оставить себе. Чем дальше владения, тем труднее их контролировать, а
тут все рядом, на виду - ничего не скроешь.
Примерами замков для охраны торговых дорог могут служить швейцарский замок Bellinzona и замок Castel Grande. Они стоят на пересечении важных альпийских дорог. Место под постройку замков выбрано не случайно. Еще во времена Римской империи на этом месте стояли римские оборонительные сооружения.
На острове Родос в XV веке рыцарями Мальтийского ордена были построены фортификационные сооружения таким образом, чтобы они защищали как сам остров, так и вход в гавань. Для дополнительной защиты гавани и порта от вражеских кораблей между двумя башнями была натянута цепь. Эта цепь могла блокировать как вход в порт, так и выход из него. Такая мера, помимо повышения безопасности, еще и помогала существенно повысить сбор таможенных пошлин. Ведь корабль-должник попросту был бы заперт на территории порта и в крайнем случае мог быть уничтожен береговой артиллерией.
Кстати, многие инженеры в XV-XVI веках значительное внимание уделяли развитию и совершенствованию такого рода сооружений, которые могли бы перекрывать реки, озера и т. д. Во многих средневековых документах часто вместе с замками упоминаются и заградительные цепи, которыми очень удобно перекрывать водные пути.