Зийар XII века, с одной стороны, несомненно опирается на какие-то античные трактаты или иллюстрации (по крайней мере, его общая идея), но с другой представляет собой столь же несомненный откат назад по сравнению с торсионными стрелометами IV века н. э., значительно более компактными при сравнимой мощности. Другим признаком, позволяющим сделать вывод о том, что зийар Абу л’Хасана ибн ал-Абраки был новым изобретением (хотя и не обязательно последней трети XII века - могли быть и ближайшие предшественники), а не продолжением многовековой ремесленной «торсионной» традиции, является его гибридность. По сути зийар - огромный композитный арбалет, чьи плечи дополнительно усилены надетыми на них торсионами. Подобные смешанные конструкции не встречаются ни в античное время, ни в более позднем Средневековье. Едва ли это может служить доказательством их эффективности.
Очевидно, что в подобной конструкции ни торсион не может быть задействован в полной мере, ни плечи не в состоянии согнуться по максимуму. Как ни удивительно, мощность зийара будет ниже, чем у вдвое - втрое меньшего спрингалда. Да и простой здравый смысл говорит, что ради надежности мощность выгоднее увеличивать либо наращиванием арбалетных плечей, либо увеличением торсионов, но не их комбинированием.
Зийар XII века является промежуточным звеном и свидетельством экспериментов, которые привели к появлению чисто торсионной машины в следующем, XIII веке, - западноевропейского спрингалда. Основные отличия спрингалда от раннего зийара заключаются: 1) в полной торсионности первого, то есть замене больших фиксированных композитных плечей на короткие вставные деревянные; 2) замене плоской «одномерной» рамы на объемную «трехмерную». Кроме того, отсутствие центральной вертикальной перекладины спереди облегчает обзор и прицеливание. Короткие вставные плечи можно использовать и для закрутки торсионов - вместо отдельных самшитовых палок.
Очевидно, эксплуатировавшие зийары инженеры быстро убедились, что торсионы и сами по себе способны придать снаряду необходимую энергию, так что можно обойтись без композитных плечей, бессмысленно усложняющих конструкцию. Поэтому был сделан логичный шаг: торсионы из вспомогательного «движителя» стали основным и единственным. В свою очередь, ящичная рама позволила навивать торсионы по бокам, а не спереди. Тем самым, при той же ширине машины, удалось разнести торсионы на большее расстояние, изменить расположение плечей с «внешнего» на «внутреннее» и увеличить длину хода тетивы. Кроме того, машина стала прочнее и надежнее. При тех же габаритах мощность увеличилась. Или, наоборот, при той же мощности удалось значительно уменьшить габариты, что очень важно при установке в крепостных казематах и на кораблях.
Зийар XII-XV века метал не только стрелы, но и сосуды с зажигательной смесью. Об этом сообщает, например, де Жуэнвиль применительно к VI крестовому походу. Известно, что в 1239 году германский император Фридрих II во время своего пребывания в Акре приобрел «кавс ал-зийар». Это один из примеров контактов между христианским и мусульманским мирами на Ближнем Востоке.